Что нужно учесть при покупке франшизы

Франшиза может стать отличным инструментом для запуска своего первого бизнеса или получения опыта работы в выбранной сфере, поскольку работа по лицензии франчайзера заметно снижает риски банкротства, обеспечивает определенную материальную поддержку деятельности, не требует чрезмерно больших либо регулярных капиталовложений. Но ведение бизнеса под уже раскрученным брендом имеет свои особенности, которые в процессе работы устанавливают ряд ограничений. О каких из них нужно обязательно знать при покупке франшизы?

Что нужно учесть при покупке франшизы

Требования договора

Прежде всего, ряд ограничений и условий для будущего франчайзи может ставить договор, который часто предполагает строгий отбор партнеров, следование жестким корпоративным стандартам, наличие контроля за бизнес-деятельностью и регулярную отчетность перед франчайзером. Среди пунктов, в разной степени ограничивающих покупателя франшизы, также могут значиться:

  • запрет на занятие аналогичной деятельностью в течение некоторого времени после расторжения договора;
  • обязательства не конкурировать с франчайзером на территории, прописанной в договоре;
  • запрет на внедрение в бизнес собственных идей и наработок;
  • четкие размеры суммы стартового капитала без возможности ее увеличения;
  • ограничения по времени работы объектов и ассортименту продукции;
  • ограничения на участие в другом бизнесе, наемной работе, в том числе в отношении родственников и пр.

Финансовые риски

Типичным покупателем франшизы на Западе долгое время считали опытных и исполнительных людей, которые не склоны к проявлению инициативы. Обратной стороной этого всегда выступает то, что франчайзи обязаны принимать на себя определенные финансовые риски. В случае отсутствия требуемых финансовых результатов, причинения ущерба торговым точкам, ошибок при наборе сотрудников или утечек конфиденциальной коммерческой информации партнеру может выставляться соответствующий счет.

Репутация франчайзера

При покупке франшизы стоит учитывать перспективы и, как минимум, тщательно изучить рынок вхождения, его текущую конъюнктуру. Здесь же получение полной информации о франчайзере, включая его достижения за всю историю работы и в последние годы. Не менее важно оценить репутацию компании среди уже имеющихся франчайзи, для чего полезно пообщаться с ее партнерами. Так удастся заранее взвесить все плюсы и минусы сотрудничества, узнать об особенностях и размерах реальных финансовых обязательств, рассчитать сроки окупаемости собственных вложений.

14.10.2021 12:36